Feanim (feanim) wrote,
Feanim
feanim

О чем после войны молчали союзники

Оригинал взят у vikivanov в О чем после войны молчали союзники

Об этом, действительно, по умолчанию сторон, не принято было говорить и афишировать. Но случаи боестолкновений союзнических войск на завершающем этапе Второй мировой войны, действительно, были.
Об одном из них напомнила опубликованная на днях в СМИ информация про открытие памятника советским воинам в сербском городе Ниш, который появится там 9 мая. Они погибли 7 ноября 1944 года. И не в ходе боев с гитлеровцами, а в результате авиационной атаки американцев.
Те с воздуха атаковали советскую транспортную колонну, в результате чего, в общей сложности, погибли 34 солдата и офицера РККА, включая командира 6-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-лейтенанта Котова. Еще 39 человек были ранены, до 20 автомашин с грузами оказались сожжены.
В ходе ответной авиационной атаки, по разным данным, советские летчики сбили от 2 до 7 самолетов противника. Из группы советских истребителей было сбито от 3 до 4 самолетов.
Несмотря на инцидент, руководство США и СССР решило не предавать его огласке, а командование армии США извинилось за совершенную оплошность.
Согласно письму заместителя начальника Генерального штаба Красной армии Алексея Антонова, в 12 часов 50 минут автоколонна войск Красной армии между Нишем и Алексинацем была атакована группой американских истребителей в составе 27 самолетов «Лайтнинг». Американские пилоты производили пулеметно-пушечный, ракетный и бомбовый огонь по находившимся на марше подразделениям 6-го гвардейского стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта.
В ответ на это с аэродрома Ниш взлетела дежурная группа советских истребителей в количестве 9 самолетов Як-9, которые также были атакованы «Лайтнингами», несмотря на то, что на них виднелись опознавательные знаки самолетов ВВС Красной армии. К тому времени немецкой авиации в воздухе быть не могло, и командование средиземноморских ВВС США не могло не знать об этом.
Завязался воздушный бой. Атаки «Лайтнингов» прекратились лишь после того, как ведущий группы советских истребителей капитан Александр Колдунов (впоследствии - дважды Герой Советского Союза, главный маршал авиации, главнокомандующий войсками ПВО - заместитель министра обороны СССР), рискуя быть сбитым, подстроился к ведущему группы американских истребителей и показал ему опознавательные знаки своего самолета.
Причем, уже после этого, новая атака в составе нескольких десятков самолетов, через некоторое время повторилась.
Нападение американских самолетов вызвало крайне недоумение, так как, по словам Антонова, советское информбюро передавало, что города Ниш и Алексинац были заняты советскими войсками. Позднее военная миссия США в СССР выразила «глубочайшее сожаление» в связи с инцидентом, сославшись на потерю американскими экипажами ориентировки. Представители США утверждали, что их самолеты шли якобы штурмовать фашистские войска, отступавшие из Греции в Триест. Правда, эти цели находились примерно в 400-х километрах южнее Ниша…
В некоторых публикациях на эту тему встречаются версии, связанные с рядом инцидентов, произошедших в период челночных воздушных операций с применением американских бомбардировщиков и истребителей в июне-ноябре 1944 года. Тогда после сквозных бомбардировок немецких объектов в Германии, Польше и Румынии американские "летающие крепости" В-17, истребители Р-51 "Мустанг" и Р-38 "Лайтнинг" садились на советские аэродромы Полтава, Миргород, Пирятин. И далеко не все в этом авиационном содружестве стран-союзниц шло так гладко.
http://nvo.ng.ru/history/2005-04-08/5_attak.html
Однако, это был далеко не единственный эпизод воздушных баталий союзников на завершающем этапе Второй мировой войны.
Так, прославленный советский ас трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб сталкивался в воздушном бою с союзниками дважды. Сначала 22 апреля 1945 года его машину атаковала пара американских истребителей «Р-51 «Мустанг»», но не прошло и двух минут, как один из них разлетелся на куски, а пилот второго еле успел выпрыгнуть с парашютом.
Еще более жаркий бой с американцами Кожедуб выдержал перед самым Днем Победы, когда эскадрилья нагруженных под завязку бомбовозов В-17 «Летающая крепость», игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в пространство советской оккупационной зоны.
Вогнав в землю три многомоторных гиганта, Кожедуб обратил в бегство остальных, но включить их в официальный список своих побед ему не позволили.
Спустя несколько лет, уже в качестве командира 324-ой истребительной авиадивизией он противостоял американским военным летчикам в Северной Корее. Но новые звезды на его самолете так и не появились. Лично Василий Сталин категорически запретил комдиву участвовать в боях, и потому все 216 (по другим данным — 258) уничтоженных американских самолетов были записаны на счет его подчиненных.
Впрочем, это – совсем другая история. Причем – с дальнейшим продолжением.
А тогда, в конце Второй мировой войны союзники по антигитлеровской коалиции могли простить друг другу многое. Даже если это отдаленно и попахивало провокацией.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments